Порядок проведения (архив)

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Главные цели:

  • углубленное изучение студентами методов и способов проведения полевых геодезических работ и закрепление базовых теоретических и практических знаний, полученных в ходе учебного процесса по дисциплине;
  • обучение студентов практическим навыкам самостоятельной работы с современными геодезическими приборами;
  • формирование у студентов необходимых теоретических и практических навыков сбора, обработки, воспроизведения и систематизации информации, получаемой в ходе полевых геодезических работ, и обучение выполнению соответствующих расчётно-графических работ.

Основные задачи:

  • приобретение студентами навыков пользования геодезическими приборами;
  • обучение студентов технологии производства полевых линейно-угловых измерений при трассировании дорог, созданию базисных линий и опорных полигонов и выполнению съёмок местности, необходимых при изысканиях, проектировании, строительстве и  эксплуатации автомобильных дорог, аэродромов, мостовых переходов и других сооружений;
  • развитие у студентов профессиональных навыков самостоятельного решения различных инженерно-геодезических разбивочных задач;
  • формирование у студентов умения самостоятельно составлять и оформлять в соответствии с предъявленными требованиями графические и письменные отчёты, как основу  подготовки технической проектной и рабочей документации.

2. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Основные формы выполнения учебной геодезической практики:

1) полевая;
2) камерально-полевая.

Полевые работы являются основной, наиболее важной и ответственной частью практики, в процессе  выполнения которых студент должен:

  • освоить работу с геодезическими приборами и выполнять с заданной точностью плановые и высотные линейно-угловые измерения;
  • научиться составлять различные схемы, абрисы и чертежи в соответствии  с требованиями, предъявляемыми к выполняемым геодезическим работам;
  • обучаться организовывать и осуществлять запись данных, получаемых при выполнении полевых измерений, на различные носители информации (журналы, ведомости, электронные носители и т.д.)  при строгом соблюдении предусмотренных технологий производства работ, стандартов и алгоритмов действий;
  • уметь выполнять непосредственно в полевых условиях текущую обработку данных, необходимых для выполнения последующих работ.

Камерально-полевая часть является не менее важной, при которой студенты

  • выполняют анализ и обработку информации, полученной в результате полевых измерений по поставленным задачам;
  • устраняют ошибки измеренных значений, выявленные  в ходе обработки, путём переизмерений и перерасчётов;
  • окончательно оформляют полевые журналы, ведомости, абрисы, выполняют  записи на соответствующие электронные носители (накопители).

Завершающим этапом учебной практики является выполнение студенческими  бригадами общих и индивидуальных расчётно-графических работ, составление  и оформление общего отчёта под непосредственным руководством преподавателя и его защита.

3. МЕСТО  ПРОВЕДЕНИЯ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Место проведения практики: поле (полигон).

Более 10 лет учебная геодезическая практика проводится на территории леса Российского государственного  аграрного университета – МСХА имени  К.А. Тимирязева.
Выбирая достаточно открытые и большие по площади места с учётом специфики   практики, студенты выполняют следующие  виды полевых работ:
а) Топографическая съёмка, при которой необходимо обеспечить видимость между соседними съёмочными точками, а также между ними и реечными точками в прилегающей к ним территории  в пределах 50-120 м внутри границ снимаемых участков с удобными условиями для наблюдения объектов, контуров и рельефа прилегающей местности;
б) Трассирование автомобильной дороги нужно провести по межевым и пустырным открытым полосам, незасеянным или бросовым участкам земли, расположенным за пределами сельскохозяйственных угодий,  лесопосадок и зон отдыха с расчётом 150м трассы на 1 студента, но не менее  1 км на бригаду;
в) Инженерные геодезические задачи проводятся в достаточно открытых обширных местах с наличием соответствующих решаемым задачам планово-высотных препятствий и ограничений.

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВО ВРЕМЯ  УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В процессе учебной практики в каждой студенческой бригаде используются такие научно-практические технологии и  приёмы, как «деловая игра», «проблемный поиск»,  «компетентностная ориентация», «мозговой штурм»  и т.п., основанные на имитации принятия решения по принципу «двуплановости»: учебной (решение предусмотренных программой задач в конкретных условиях) и воспитательной задач.
Для достижения данной цели студенты используют: имеющиеся и развиваемые  в  процессе практики навыки линейно-угловых измерений, сбора, анализа и обработки полученной информации; активные, активно-пассивные и пассивные формы решения практических и исследовательских задач,  основанных на принципах эвристичности.

5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

После соответствующих поэтапных ознакомительных лекций, инструктажей  и упражнений студенты самостоятельно выполняют:

  1. Соответствующие поверки и юстировки геодезических приборов.
  2. Линейно-угловые измерения при:
    — планово-высотном обосновании топографической съёмки;
    — тахеометрической съёмке;
    — проложении трассы;
    — разбивочных работах.
  3. Продольное и поперечное геометрическое нивелирование трассы.
  4. Съёмку притрассовой полосы.
  5. Обработку и оформление журналов, ведомостей, абрисов и электронных носителей информации.
  6. Оформление отчётной документации (журналов, ведомостей, таблиц, электронных носителей, планов, продольных и поперечных профилей, схем и чертежей решённых инженерных и научных задач).

6. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

По окончании каждого раздела практики проводятся опросы студентов, проверка  результатов измерений и промежуточных вычислений.
Основные области  для контрольных опросов и заданий при проведении текущей (поэтапной)  аттестации по разделам (этапам) практики, осваиваемым студентом самостоятельно:
— методы и способы  линейно-угловых измерений при проводимых видах практики;
— формулы вычислений и способы обработки результатов измерений;
— определение погрешностей  с учётом требуемой точности результатов измерений;
— способы распределения допустимых невязок и  увязки результатов;
— способы оформления расчётно-графических работ и нормативные требования к ним.

По итогам учебной практики студенческие бригады представляют своему руководителю надлежаще оформленный  отчёт следующего содержания:

I.  По поверкам и юстировкам геодезических приборов:

1) Журналы (таблицы) результатов измерений после юстировок приборов.

II.  По топографической съёмке:

1) Проверенные преподавателем полевые схемы и абрисы, журналы измерений длин сторон и углов съёмочного обоснования, топографической съёмки, ведомости вычислений превышений, приращений  и координат вершин углов полигона и их увязки (включая электронные записи);
2) Проверенные преподавателем общие и  индивидуальные планы топографической съёмки участка местности.

III. По трассированию автомобильной дороги:

1) Проверенные преподавателем журналы измерений углов поворота и нивелирования, ПК журнал, ведомость углов поворота, кривых и прямых (включая электронные записи);
2) Общие и идивидуальные планы, продольные и поперечные профили  трассы.

IV. По решению инженерно-геодезических и научных задач:

1) Оформленные таблицы, схемы, расчёты и чертежи  решённых задач (виды и количество задач зависят от состава бригады и профилей/специальности студентов).
Отчёт по практике составляется и оформляется  в течение срока прохождения практики.

Форма аттестации: Зачёт с оценкой

 «отлично» – предусмотренные рабочей программой учебные задания выполнены полностью, теоретические аспекты освоены полностью, необходимые практические навыки сформированы, качество РГР оценено близким к максимальному числом баллов;
«хорошо» – все учебные задания выполнены полностью, но имеются  некоторые незначительные ошибки, теоретические аспекты освоены полностью, некоторые практические навыки работы сформированы недостаточно, качество ни одной из выполненных работ не оценено минимальным числом баллов;
«удовлетворительно» – основные учебные задания выполнены, но имеются некоторые ошибки, теоретические  аспекты освоены частично, но без существенных пробелов, большинство практических навыков работы сформировано.
«не аттестовано» – во всех остальных случаях, кроме указанных выше.

Критерии оценки:

  •  прохождение всех разделов полевых работ практики без  пропусков (по уважительной причине допускаются  2 дня пропуска по полевым работам: 1 день по топографической съёмке и 1 день по трассированию);
  • прохождение текущей (поэтапной) аттестации по разделам;
  • прохождение итоговой аттестации  –   защита отчёта,  включающая следующие вопросы, задачи и задания:
    1) демонстрация работы с геодезическими приборами (теодолит, нивелир, тахеометр);
    2) пояснения к выполненным расчётно-графическим работам;
    3) ответы на вопросы:
  • вешение прямых линий через препятствия и без них;
  • измерение расстояний различными мерными приборами, точность измерений;
  • основные способы измерения горизонтальных и вертикальных углов, формулы вычислений, контроль точности  измерений;
  • формулы вычисления приращений, превышений и координат вершин опорных замкнутых и разомкнутых геодезических ходов, соответствующие контрольные зависимости;
  • линейно-угловые измерения при тахеометрической съёмке, основная и преобразованная формулы тригонометрического нивелирования, измерение расстояния дальномером, вычисление превышений и высот реечных точек;
  • составление абрисов при топографической съёмке;
  • привязка опорных полигонов и трассы;
  • измерение и вычисление углов ориентирования линий;
  • определение элементов кривых, положений главных точек и их пикетажных значений;
  • вынос пикетов на кривую, разбивка пикетажа по трассе;
  • вычисление прямых вставок и расстояний между вершинами углов поворота;
  • выполнение съёмки притрассовой полосы;
  • продольное и поперечное геометрическое нивелирование;
  • способы разбивки кривых, их преимущества и недостатки;
  • измерение расстояний и передача высот точек через различные препятствия;
  • измерение высот вертикальных препятствий;
  • вынесение в натуру  проектных точек, линий и плоскостей с проектным уклоном;
  • определение площади участка местности.

Время проведения итоговой аттестации: последние дни практики.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

а) Основная литература:

1) Федотов Г.А. Инженерная геодезия: учебник. – М.: Высш. шк., 2009.
2) Титов А.И. Геодезия транспортного строительства: Учебное пособие. – М.: ООО «Техполиграфцентр», 2005.
3) Копылов Г.А., Неретин А.А., Паудяль С.П. «Руководство по учебной геодезической практике». – М.: МАДИ (ГТУ), 2008.
4) Паудяль С.П. Инженерные геодезические задачи: Учебное   пособие.– М.: МАДИ (ГТУ), 2014.
5) Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500/ Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР.–  М.: Недра, 1989.

б) Дополнительная литература:

1) Ганшин В.Н., Хренов Л.С. Таблицы для разбивки круговых и переходных кривых. – М.: Недра, 1985.
2) СП 126.13330.2012. Свод правил. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84. – Геодезические работы в строительстве / Госстрой СССР – М.:  ЦИТП  Госстроя СССР, 1985.
3) СП 47.13330.2012 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96/  Минстрой России. – М.: ПНИИИС Минстроя России, 1997.
4) ГКИНП-02-033-82. Инструкция по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1: 1000 и 1: 500/ Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР. – М.: Недра, 1985.
5) ВСН 5-81. Инструкция по разбивочным работам при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений/Минавтодор РСФСР. – М.: Транспорт, 1983.

в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1) Учебная компьютерная система «Indor CAD».

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

I. Для выполнения полевых измерений:

а) Полигон (поле): с достаточными площадями для выполнения предусмотренных учебной программой видов геодезических работ.
б) Геодезические приборы и оборудование:
1) Теодолиты типа 4Т30П со штативами и отвесами;
2) Нивелиры типа Н-3К, АТ20 со штативами;
3) Электронные тахеометры типа Та3, Sokkia c отражателями;
4) Регистрирующие нивелиры Sokkia;
5) Лазерные рулетки;
6) Ориентир-буссоли;
7) Рейки нивелирные, телескопические;
8) Вехи;
9) Колышки и молотки;
10) 20-м и 50-м рулетки с  комплектом шпилек;
11) Комплект полевых журналов, ведомостей, абрисов, электронных носителей.

II.   Для выполнения камеральных работ:

1) Аудитории, оборудованные настенной и чертежными досками,  столами и стульями;
2) Геодезические транспортиры, тахеографы;
3) Чертёжные наборы;
4) Линейки обычные и проф. Дробышева;
5) Рабочие места за компьютерами.

Информацию подготовил канд. техн. наук, доцент кафедры С.П. Паудяль